Статья посвящена одной из наиболее актуальных проблем трудовых отношений – удовлетворенности персонала трудовой деятельностью. В ней обоснована актуальность рассматриваемого вопроса, а также значимость удовлетворенности коллектива как ключевого актива организации, обеспечивающего ее конкурентоспособность и устойчивое развитие. Представлены теоретико-методологические подходы к определению понятия «удовлетворенность трудом», разработкой которых занимались такие ученые, как Ф. Герцберг, Д. Макклелланд, Э. Мэйо, Р. Штольберг, Г.Н. Соколова, И.Е. Ворожейкин, а также В.А. Ядов, А.А. Киссель, А.А. Мурутар, Н.Ф. Наумова и другие. Также в статье рассмотрены теоретические аспекты факторных теорий удовлетворенности, изучением которых занимались Ф. Герцберг, Дж. Р. Хэкман и Г.Р. Олдхэм, М. Аргайл, Д. Шульц и С. Шульц и др.
Исходя из того что удовлетворенность персонала является важным индикатором стабильного развития организации, обусловлена значимость практического исследования донного вопроса. На примере Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук приведены результаты экспериментального этапа исследования удовлетворенности сотрудников института трудовой деятельностью по следующим критериям: информированность о результатах деятельности и перспективах развития учреждения, стиль управления непосредственного руководителя, психологический климат, условия труда, социальный пакет, оплата труда, содержание выполняемой работы, возможность самореализации, карьерный рост. По результатам анкетирования сформулированы основные выводы и дальнейшие перспективы исследования
Ключевые слова
удовлетворённость трудом, факторы удовлетворенности, критерии удовлетворенности, удовлетворенность персонала