Научный журнал ВолНЦ РАН (сетевое издание)
21:2218.12.201812.2018с 01.01.2018
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Демографические, социодемографические, этнические исследования"

Некоторые аспекты состояния современного «института бабушек»: опыт социологического исследования

Короленко А.В.

№4 (16), 2018

Короленко А.В. Некоторые аспекты состояния современного «института бабушек»: опыт социологического исследования // Социальное пространство. 2018. № 4 (16). DOI: 10.15838/sa. 2018.4.16.3

DOI: 10.15838/sa.2018.4.16.3

Старение населения России, имеющее выраженное «женское лицо», несет в себе заметные демографические, экономические и социальные последствия. Однако если первым двум аспектам в научной и управленческой среде уделяется много внимания, то социальным последствиям старения, выражающимся в изменении семейных и ценностных установок, – недостаточно. Данный факт обусловливает необходимость исследования характера внутрисемейных взаимоотношений пожилых женщин с младшими поколениями, особенностей выполнения ими семейных ролей и обязанностей. Как отмечают исследователи, традиционные роли «замещающей родителей бабушки» и «бабушки-няни» в последние десятилетия в результате воздействия ряда факторов постепенно сменяются современными вариантами ролей – «бабушка – домик в деревне», «бабушка на подхвате», «бабушка-гувернер», «бабушка-менеджер» и т. д. В результате заметно изменяется характер взаимоотношений представительниц старшего поколения с детьми и внуками. Целью данной статьи стало исследование влияния факторов уровня образования, трудовой деятельности, возраста и характера проживания на отношение современных «бабушек» к детям и внукам, на характер взаимодействия с ними по данным социологического опроса «Качество жизни пожилых людей Вологодской области», проведенного в 2018 году. Установлено, что чаще встречаются и общаются с младшими поколениями, участвуют в воспитании внуков, больше ценят крепкую семью, в большей степени ощущают себя полезными для семьи женщины в возрасте 60–64 лет с высоким уровнем образования, продолжающие трудовую деятельность на пенсии, проживающие не одиноко. Тогда как женщины 70 лет и старше с начальным и средним образованием, прекратившие трудовую деятельность после выхода на пенсию, проживающие одиноко, напротив, имеют лишь эпизодические контакты с детьми и внуками, редко участвуют в воспитательном процессе, в меньшей степени ценят семью и ощущают себя полезными для нее. Исходя из этого можно сделать вывод, что роль традиционной «малообразованной бабушки-няни» значительно ослабевает в современном обществе, ее место постепенно занимает работающая, образованная бабушка

Ключевые слова

социологический опрос; женщины пенсионного возраста; «институт бабушек»; роль «бабушки»

Полная версия статьи