Научный журнал ВолНЦ РАН (сетевое издание)
27.05.202005.2020с 01.01.2020
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Социально-экономические исследования"

Российская аспирантура: до и после реформы

Мироненко Е.С.

№4 (16), 2018

Мироненко Е.С. Российская аспирантура: до и после реформы // Социальное пространство. 2018. № 4 (16). DOI: 10.15838/sa.2018.4.16.8

DOI: 10.15838/sa.2018.4.16.8

Минобрнауки России подготовило план очередной реформы одной из самых традиционных форм обучения на постсоветском пространстве – аспирантуры. Как именно предлагается реформировать аспирантуру и какой ожидается результат? Накопилось много вопросов, требующих незамедлительного решения: почему государство «производит» так много кандидатов наук, когда менее половины из них когда-либо будут работать по специальности, почему требуется так много времени для получения степени кандидата наук, соответствует ли модель обучения потребностям нашего времени. В условиях конкуренции системы образования в России и в передовых странах назрела необходимость становления новой модели научной аспирантуры. Аспирантура как форма подготовки специалистов высшей квалификации возникла в РСФСР в 1925 году, в 1930-х годах распространилась в вузах и НИИ СССР, когда страна выстраивала новую систему подготовки научных и педагогических кадров. В аспирантуру принимали специалистов с высшим образованием, отработавших по своей специальности от двух лет. Возраст соискателей был не менее 35 лет, при этом государство представляло два – три года на написание и защиту научной работы. В это время аспирант получал достойную стипендию, сравнимую с зарплатами в крупной промышленности. В послевоенный период советская власть провозгласила подготовку научных кадров основополагающим принципом государства. До 60-х годов были приняты постановления по улучшению подготовки и аттестации специалистов, повышены стандарты диссертационных работ. Все это способствовало тому, что с 60-х годов аспирантура в СССР переживала подъем: в 1968 году в аспирантуре обучалось свыше 96 тыс. чел. Однако после развала Советского Союза престиж ученой степени резко упал, она перестала быть признаком элитарности. Аспиранты могли работать «за идею» и с призрачной перспективой зарплаты, оставаясь в вузах и НИИ, уходить в более прибыльные сферы или уезжать за рубеж. В итоге период с 1995 по 2012 год в научной среде называется «аспирантским пузырем» и считается откровенным провалом в системе вузовской аспирантуры. В научной литературе и средствах массовой информации дискутируют о проблемах аспирантуры, ее будущем, в т. ч. и в контексте зарубежного опыта. Минобрнауки России предлагает вернуть обязательную защиту диссертаций для аспирантов, обсуждает возможность увеличить срок аспирантуры с трех до пяти лет и разделить ее на два этапа. При реализации такого сценария первый этап, который будет длиться два – три года, предполагает три традиционных экзамена: специальность, иностранный язык, философия, а также квалификационный экзамен по итогам обучения. В статье проанализированы показатели функционирования российской аспирантуры. Описан опыт зарубежных систем подготовки кадров высшей квалификации. Выявлены проблемы, связанные с уменьшением количества аспирантов и количества защит диссертаций в срок обучения в аспирантуре. Кризисный постперестроечный период в российской научной среде преодолевается поэтапно, но до второго «золотого века», по словам экспертов, далеко. Подходы и рекомендации, предложенные в настоящей статье, должны способствовать повышению эффективности работы систем подготовки научно-педагогических кадров и облегчению процессов ее перестройки

Ключевые слова

подготовка кадров, реформа, аспирантура, выпускник аспирантуры, диссертация

Полная версия статьи