Научный журнал ВолНЦ РАН (сетевое издание)
21.10.201910.2019с 01.01.2019
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Социально-экономические исследования"

Транспортные коммуникации в социокультурном пространстве региона

Каргаполова Е.В., Абушева А.С., Едилбаева З.А.

№2 (19), 2019

Каргаполова Е.В., Абушева А.С., Едилбаева З.А. Транспортные коммуникации в социокультурном пространстве региона // Социальное пространство. 2019. № 2 (19). URL: http://socialarea-journal.ru/article/28184 DOI: 10.15838/sa.2019.2.19.1

DOI: 10.15838/sa.2019.2.19.1

Транспортная инфраструктура является не только технической, но и коммуникативной системой. Она связывает пространство, время и человека, формируя представления о пространстве-времени, что позволяет рассматривать ее в социокультурном плане. Система транспортных сообщений играет особую роль в поддержании единства региона как социокультурной территориальной общности, так как определяет условия социально-экономического освоения территории; формат расселения и самоорганизации населения, его социальное самочувствие; место региона в системе межрегиональных отношений, специфику внутрирегиональных взаимодействий. Цель работы – рассмотреть транспортные коммуникации в социокультурном пространстве Астраханской области на основе анализа научной литературы, статистической информации и результатов социологического мониторинга. Определено, что система транспортных коммуникаций региона как составляющая его социокультурного пространства находится в состоянии трансформации, что проявляется в ухудшении объективных показателей качества автомобильных дорог, в упразднении речного, трамвайного, троллейбусного сообщения, сокращении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом, в значительном падении доли муниципальных автобусных перевозок в общественном пассажиропотоке. Это приводит к трансформации паттернов восприятия пространства-времени жителями региона. Требует отдельного исследования анализ роли воздушного и личного автомобильного транспорта в удовлетворении потребности жителей региона в перемещениях. При этом рост удовлетворенности деятельностью общественного транспорта к 2016 году в регионе проявляет социокультурные характеристики населения, которое уже адаптировалось к жизни без речных трамвайчиков, трамваев и троллейбусов. У астраханцев снижается уровень социальных притязаний: игнорируется низкая безопасность, эстетический вид маршрутных такси, пропускная способность транспортной системы областного центра, нехватка организованных мест парковки и т. п. При этом от первой волны мониторинга к третьей наблюдается снижение доли полностью удовлетворенных деятельностью общественного транспорта и рост доли астраханцев, выбравших вариант ответа «скорее удовлетворен», что может означать изменение отношения к деятельности региональной транспортной системы уже в ближайшем будущем

Ключевые слова

регион, социокультурное пространство, транспорт, транспортные коммуникации

Полная версия статьи