Научный журнал ВолНЦ РАН (сетевое издание)
04.12.202112.2021с 01.01.2021
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Этнодемографические исследования"

Трансформация международной образовательной миграции во время пандемии COVID-19

Рязанцев С.В., Очирова Г.Н.

Том 7, №4, 2021

Рязанцев С.В., Очирова Г.Н. Трансформация международной образовательной миграции во время пандемии COVID-19 // Социальное пространство. 2021. Т. 7. № 4. DOI: 10.15838/sa.2021.4.31.3 URL: http://socialarea-journal.ru/article/29067

DOI: 10.15838/sa.2021.4.31.3

В статье рассматривается влияние пандемии COVID-19 на потоки иностранных студентов, в том числе отмечается сокращение масштабов международной учебной миграции и ухудшение положения иностранных студентов в странах приема. Выявлено, что пандемия COVID-19 изменила положение иностранных студентов, многие из которых, выехав в свои страны, в настоящее время не могут вернуться к месту обучения, а те студенты, которые не возвращались на родину, не видят перспектив оставаться в странах получения образования по разным причинам. Мировой рынок образовательных услуг оказался серьезно нарушенным в результате пандемии. Отмечается, что трансформируется миграционная политика стран приема международных образовательных мигрантов в сторону роста ограничений: учебные визы не выдаются, отзываются визы у граждан некоторых государств, усложняется процедура выдачи виз и видов на жительство. В статье констатируется, что наступает новый этап в развитии и регулировании международной образовательной миграции, который, возможно, приведет к переструктурированию мирового рынка образовательных услуг. Вследствие пандемии COVID-19 происходит диверсификация направлений международной образовательной миграции. Выявлено, что Великобритания и Канада воспользовались ситуацией пандемии и нарастили объемы экспортных услуг в сфере высшего образования. Несмотря на пандемию COVID-19, России также удалось увеличить прием иностранных студентов в 2020 году посредством либерализации процедуры приема: онлайн-подачи документов, проведения вступительных испытаний онлайн, отсрочки предоставления оригиналов документов и пр. В сочетании с фактором низкой стоимости обучения и проживания переформатирование мирового рынка образовательных услуг дает России хорошие шансы на выход на новый уровень привлечения иностранных студентов, в том числе за счет азиатских стран (КНР, Вьетнам и др.)

Ключевые слова

миграционная политика, человеческий капитал, образовательная миграция, цифровизация образования, пандемия COVID-19, иностранные студенты, экспорт образования, онлайн-миграция

Полная версия статьи