Научный журнал ВолНЦ РАН (сетевое издание)
22.12.202412.2024с 01.01.2024
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Социокультурные исследования"

Постсоциалистическая ностальгия в современном российском социуме

Калашников К.Н.

Том 9, №2, 2023

Калашников К.Н. (2023). Постсоциалистическая ностальгия в современном российском социуме // Социальное пространство. Т. 9. № 2. DOI: 10.15838/sa.2023.2.38.9 URL: http://socialarea-journal.ru/article/29649

DOI: 10.15838/sa.2023.2.38.9

Статья затрагивает методологические основы и нюансы выявления феномена постсоциалистической ностальгии в современном российском обществе. Аргументация опирается, с одной стороны, на базовые работы по проблематике исследования, с другой стороны – на данные социологических опросов населения. В отличие от аналогичных работ в статье ставится акцент на динамичности и сложности ностальгии как феномена, при этом поднимается принципиальный вопрос: применимо ли понятие «ностальгия» для описания социокультурных процессов на коллективном уровне? Актуальность этой проблемы обоснована двумя предпосылками. Во-первых, теоретической: сохраняется точка зрения, что память существует только на индивидуальном уровне, поэтому данное требование можно распространить и на смежное понятие ностальгии. Во-вторых, эмпирической: выявленной автором, пусть и в меньшей степени, чем среди старших возрастных групп, подверженности тоске о распаде СССР молодых респондентов, родившихся после событий 1991 года. Разрешение этих противоречий автор видит не в компромиссном использовании термина «ностальгия» как метафоры, а в обращении к ряду дополняющих друг друга общетеоретических моделей. Модель человеческой памяти А. Ассман позволяет исследовать ностальгию как продукт сложного взаимодействия индивидуальной (нейронной), социальной и культурной памяти. Ощущение причастности свидетелей распада СССР к единому «братству» помещается в рамки принципов функционирования «воображаемых сообществ» Б. Андерсона. Теория культурной травмы, в русле которой ностальгия трактуется как симптом посткоммунистической ностальгии, позволяет исследовать роль «групп носителей» и интеллектуалов, формирующих коллективные представления о прошлом. Наконец, концепция иконического сознания Дж. Александера дает возможность изучать объекты материального наследия советской эпохи как символические медиаторы, концентрирующие коллективную память. Обращаясь к эмпирическим данным и примерам, автор показывает преимущества каждого из перечисленных подходов к изучению и интерпретации феномена постсоциалистической ностальгии в современном российском социуме

Ключевые слова

социологический опрос, рф, постсоциалистическая ностальгия, культурная память, культурная травма, иконическое сознание, материальное наследие, РФ

Полная версия статьи