Научный журнал ВолНЦ РАН (сетевое издание)
16.04.202504.2025с 01.01.2025
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Социокультурные исследования"

Формирование образа подростка в современных российских сериалах: ориентиры будущего

Каргаполова Е.В., Аванесова И.А., Аристова А.А.

Том 11, №1, 2025

Каргаполова Е.В., Аванесова И.А., Аристова А.А. (2025). Формирование образа подростка в современных российских сериалах: ориентиры будущего // Социальное пространство. Т. 11. № 1. DOI: 10.15838/sa.2025.1.45.5 URL: http://socialarea-journal.ru/article/30260

DOI: 10.15838/sa.2025.1.45.5

В современном мире актуализируются поиски ориентиров будущего как способа кодирования и переживания времени, фундаментального фактора, во многом определяющего развитие личности, социальных и национально-государственных систем. Особенно это касается ориентиров социально-демографических групп, детерминирующих будущее например, подростков. В общественных системах постмодернизма, зачастую ориентированных на прошлое, социальный статус подростка обычно сопрягается с кризисом гормонального созревания, вхождения в несовершенный, несправедливый мир взрослых, что придает неустойчивость формирующейся личности. При этом продукты визуальной культуры, особенно такие, как сериалы, могут оказывать значительное воздействие на становление/деградацию личности подростка. Целью данного исследования является анализ образа подростка в популярных российских сериалах в контексте ориентиров будущего формирующейся личности. Метод исследования – контент-анализ. Показано, что менее половины персонажей сериалов воспитываются в полных семьях, и только у каждого пятого-шестого экранного подростка складываются доверительные отношения с родителями. Это проявляет и усиливает кризис семейных отношений. Школа чаще всего транслируется в сериалах, но не является превалирующей социальной средой деятельности подростков. Это отражает степень девальвации значимости учебной деятельности как фундамента формирования личности. Выявлено, что каждый третий экранный подросток имеет проблемы со здоровьем. Сочетание значительной доли как положительных, так и отрицательных качеств у экранных подростков отражает неустойчивость стержня личности – системы морально-нравственных норм. Базовые статусные позиции подростка (я – член семьи, я – прилежный ученик) подменяются симулякрами потребительских идентичностей, связанных с разнообразием стилей одежды. На наш взгляд, требуется скорейшая корректировка образа экранного подростка на основе ориентиров будущего, определяемых традиционной системой ценностей, в которой родители, семья, учитель, школа ближе, чем маркетолог, и формируют Личность как субъект общественного развития, воспитывают счастливого, гармоничного человека, здорового телом, доброго Душой и крепкого Духом

Ключевые слова

подростки, формирование личности, массовая культура, сериалы, визуальный образ, образ подростка

Полная версия статьи