Научный журнал ВолНЦ РАН (сетевое издание)
22.11.202411.2024с 01.01.2024
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Ресурсы и траектории работников"

Представления школьников о STEM-профессиях в контексте профориентационной работы

Колесникова Е.М.

Том 9, №3, 2023

Колесникова Е.М. Представления школьников о STEM-профессиях в контексте профориентационной работы // Социальное пространство. Т. 9. № 3. DOI: 10.15838/sa.2023.3.39.11 URL: http://socialarea-journal.ru/article/29760

DOI: 10.15838/sa.2023.3.39.11

В настоящее время STEM-профессии чрезвычайно востребованы в экономике и обществе. Очевидны усилия государства и бизнеса в вопросах профессиональной ориентации школьников, однако сохраняются определенные проблемы, требующие анализа. Мнения учащихся школы относительно профессий ученого, инженера, технолога могут быть как барьером, так и стимулом для выбора данного направления в качестве профиля образования и занятости. В статье отражены результаты пилотного исследования представлений школьников о STEM-профессиях. Рассмотрено, какие аспекты STEM-профессий воспринимаются школьниками как самые важные, какие из характеристик сходны и различаются с учетом таких ресурсов, как наличие или отсутствие научного капитала (обучение в STEM-классах и наличие в близком окружении тех, кто работал в профессиях, связанных со STEM) и планов относительно выбора будущей профессии. Результаты показывают, что у STEM-профессий в восприятии учащихся есть как универсальные, так и уникальные характеристики. Одни и те же характеристики STEM-профессий будут восприниматься частью школьников как отталкивающие и снижающие интерес, а некоторыми как вызов, специфика, источник вдохновения. Отсутствие у школьников возможности обучаться в профильных STEM-классах или общаться с родственниками, работающими по STEM-профессиям, способствует упрощению мнения о STEM-профессиях

Ключевые слова

профориентация, социология профессий, школа, инженер, воспроизводство инженерных кадров, STEM, выбор профессии, гендерные стереотипы

Полная версия статьи