Научный журнал ВолНЦ РАН (сетевое издание)
02.10.202510.2025с 01.01.2025
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Социокультурные исследования"

Критерии и факторы креативной деятельности преподавателей высшей школы Дальнего Востока

Чубий М.В.

Том 11, №3, 2025

Чубий М.В. (2025). Критерии и факторы креативной деятельности преподавателей высшей школы Дальнего Востока // Социальное пространство. Т. 11. № 3. DOI: 10.15838/sa.2025.3.47.6 URL: http://socialarea-journal.ru/article/30421

DOI: 10.15838/sa.2025.3.47.6

Статья посвящена исследованию преподавателей высшей школы как ключевой составляющей креативного класса. Актуальность данного направления исследования обусловлена рядом ключевых факторов, отражающих современные тенденции развития общества, информационно-коммуникационных технологий и образования. В рамках перехода к экономике, основанной на знаниях и инновациях, преподаватели высшей школы выступают в качестве непосредственного производителя интеллектуального капитала. Их деятельность напрямую связана с созданием новых идей, знаний и технологий. Таким образом, креативность преподавателя высшей школы становится ключевым фактором инновационного развития государства и общества. Методологической основой исследования являются концепция креативного класса Р. Флориды и современные научные публикации по этому направлению. Эмпирическую базу исследования составляют вторичные данные опроса преподавателей высшей школы России, полученные в результате Мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ в 2020–2021 учебном году, а также первичные данные авторского исследования, включающего в себя онлайн-опрос, проведенный в 2024 году среди преподавателей дальневосточных высших учебных заведений. Исследование преподавателей как креативного класса в России и на Дальнем Востоке позволит понять особенности их трудовой деятельности, а также подчеркнуть их вклад в интеллектуальное развитие региона и страны в целом, а также ответить на следующие вопросы: 1) в каких основных формах проявляется креативная деятельность преподавателя высшей школы; 2) какие факторы могут стать потенциальными барьерами для развития креативного потенциала преподавателя;3) смогут ли современные технологии, в том числе искусственный интеллект, заменить преподавателя в образовательном и научном процессе

Ключевые слова

высшее образование, профессорско-преподавательский состав, академическая профессия, креативный класс

Полная версия статьи